Время неумолимо… совсем скоро сессия, которая завершит еще один учебный год. А пока проходят заключительные лекции и практические занятия. У студентов 3 курса специальности «Сестринское дело» освоение дисциплины «Психология» на практических занятиях завершилось темой «Саморегуляция эмоционального состояния. Позитивное мышление». Не вызывает сомнения, что навыки саморегуляции необходимы специалисту любого профиля, но для медицинского работника их рассматривают как одно из условий не только лечебного процесса, но и здоровьесбережения его участников: врача – медицинской сестры – пациента. На этих занятиях студенты выполняли психотехнические упражнения, связанные с рефлексией факторов, которые позволяют человеку сохранять свое эмоциональное состояние в здоровом балансе. «Круг потребностей» позволил студентам определить тех людей, рядом с которыми они могут удовлетворять психологические потребности, заложенные в онтогенезе и экзистенции человека, – потребность в любви, свободе, уважении, развитии. Работа с «Картой личности» активизировала поиск личностных ресурсов, позволила определить целостность представлений студентов о себе и своих возможностях. Также студенты познакомили друг друга с приемами саморегуляции эмоционального состояния, которые были представлены в форме эссе на тему «Спокойствие, только спокойствие. Учусь или умею властвовать собой: для чего и как». По оценке преподавателя цель эссе – развитие навыков самостоятельного творческого мышления, личный анализ проблемы и письменное изложение собственных мыслей, была достигнута многими студентами. Так, Виктория Парфенюк (группа 3411) размышляла о том, что степень и уровень регуляции определяется не столько самим событием, сколько нашей реакции на него. Артем Стукал (группа 3411) считает, что необходимо выработать у себя положительное отношение к людям. Айгуль Юмартова (группа 3417), обращаясь к классику («Учитесь властвовать собой…», А.С. Пушкин «Евгений Онегин») построила свое эссе на поиске ответов на вопрос: «Если властвовать собой – не подавление эмоций, то, что тогда это?». Виктория Иподиматопуло (группа 3417) согласилась с писателем Л.Н. Толстым и за основу своих размышлений взяла его высказывание «Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии». Владислав Патрушев (группа 3416) не стал придерживаться содержания написанного эссе, а на экспромте раскрыл тему, используя сравнение эмоционального состояния человека с разной температурой воды в чайнике. Получилось креативно и доступно для понимания. Амина Нурова (группа 3417) обратила внимание аудитории на то, как на очередную неурядицу в жизни реагировал Карлсон «Спокойствие, только спокойствие» или «Пустяки, дело житейское». Это не только фразы с успокоительным эффектом, а проявление определенного вида интеллекта – житейского практичного мышления, которое нужно развивать. Раида Раджабова (группа 3420) поделилась своими приемами, которые помогают ей снимать эмоциональное напряжение: чтение, духовные практики, общение. Кристина Стригунова (группа 3420) в результате своих размышлений пришла к заключению, что умение властвовать собой – это ключевая компетенция, позволяющая достигнуть успеха в жизни и профессии. Обсуждая тему практического занятия, студенты еще раз убедились в том, что медицинская профессия, одна из немногих, где навыки саморегуляции эмоционального состояния оказывали бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека – пациента. При этом медицинский работник должен сохранять те качества, которые делают его не просто хорошим профессионалом, но и оставляют человеком, способным к эмпатии, уважению к другому человеку, способному к соблюдению норм медицинской этики. Подводя итоги занятия, преподаватель обратила внимание студентов на то, что для выполнения такого вида учебной работы как написание эссе не всегда на помощь следует призывать профессора Гугла с готовым содержанием сообщений по ключевым словам. Педагог призвала студентов думать и размышлять, общаться с теми, рядом с которыми рождаются новые идеи, кто увлечен и увлекает в мир познания и диалога, кто уважает себя и транслирует культуру человеческого достоинства. Время задает рамки жизни, но содержанием эту жизнь каждый наполняет сам. В качестве пожелания от преподавателя прозвучало: «В жизни не прекращайте делать трех вещей – любить, мечтать и улыбаться, это позволит всем и каждому сохранить себя в ресурсе».